Развитие творческого мышления у детей в армянской воскресной школе

Набережные Челны – город многонациональный. Дружно и мирно живут и работают здесь несколько десятков национальностей. Двадцать два года назад, когда очень много армян переехали жить в город Набережные Челны, была создана армянская община, которая решила, в этом же году открыть армянскую школу и помочь своим соотечественникам, их детям – сохранить родной язык и свою культуру. И на сегодняшний день армянская воскресная школа успешно работает.

В последние годы главным концептуальным вопросом педагогики стал вопрос о формировании творческой личности. Учитывая то обстоятельство, что развитие мышления идет в процессе собственной творческой деятельности, педагоги армянской воскресной школы направляют все усилия для выполнения этой задачи при помощи использования на занятиях различных активных приемов и методов работы.

Я занимаюсь с воспитанниками 7-13 лет. По своему опыту поняла, что у этого возраста есть богатейшие возможности для развития творческого мышления. Для достижения этой цели я на своих занятиях создаю следующие условия:
• Подбор актуального, но в то же время доступного материала;
• Учет уровня развития ребенка;
• Самостоятельное решение ребенком задач;
• Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности;
• Умная, доброжелательная помощь взрослых;
• Комфортная психологическая обстановка.

С целью самообразования, изначально, самостоятельно изучила книги «Жизненные навыки» (в семи томах) издательства компании UNICEF, в которой ярко показываются отличия современной педагогики в сравнении с педагогикой 20 века, а также детально объясняются новые методы работы опытных и мудрых педагогов. На основе этих знаний я составила свою программу деятельности, где адаптировала рекомендации данной литературы.

Вот некоторые приемы моей работы на занятиях с воспитанниками армянской воскресной школы.

Для снятия психологического напряжения, в начале занятия раздаю детям маленькие листы и прошу нарисовать настроение, с которым они пришли. На эту работу отводится 5 минут времени. После чего дети показывают друг-другу свои рисунки и рассказывают с каким смыслом и какими чувствами нарисован рисунок, например: кто-то нарисовал розу, а кто-то - сундук. В конце занятия, на этом же листе повторно рисуют свое настроение и рефлексируют. У кого-то роза «расцветает», бывает и сундук «закрывается». Данной работе выделяется 5 минут, как и в начале. После чего дети сами делают выводы: удалось ли им раскрыться во время занятия или нет. Затем ищем причины неудачи. Педагог тоже ищет приемы для улучшения своей деятельности.

В середине урока, чтобы разнообразить работу детей, дать им отдых, и с целью творческого развития, я раздаю детям бумаги А4 формата и включаю классическую музыку Л.В. Бетховена, И.С. Баха или А. Моцарта. Затем даю задание нарисовать ту музыку, которую они послушали. Такая работа дает эмоциональный отдых, и в то же время – творческое развитие. Это тоже занимает всего 5 минут времени. В конце дети показывают друг другу свои работы. На все занятия, независимо от темы, дети носят с собой цветные карандаши и бумагу формата А4. В случае озарения или, свободного времени, у них есть возможность сразу воспроизвести свои шедевры.

На занятия армянского языка использую метод письма на песке. Для этого применяю одноразовые тарелки с песком. Когда на доске показываю новую букву, я прошу их написать не в тетрадях, а на песке. Такой необычный способ письма очень нравится детям и способствует развитию тактильных ощущений – они работают с удовольствием.

Во вводной части занятия, для снятия психологического напряжения, использую следующий метод: ребенок в вертикальном направлении пишут имя рядом сидящего друга. Например:
В –
Л –
А –
Д –

Затем, по буквам имени пишут прилагательные, характеризирующие его человеческие качества:
В – ВЕСЕЛЫЙ
Л – ЛАСКОВЫЙ
А – АКТИВНЫЙ
Д – ДОБРЫЙ

Такой работе дается 5 минут. Такой прием способствует сплочению коллектива, доброжелательному отношению друг к другу и взаимопомощи.

Я убеждена на своем опыте, что без творческого подхода развить творческую личность нереально. Я буду очень рада, если мой опыт поможет кому-то в своем трудном, но очень интересном благородном деле. Надеюсь, что вы откликнитесь и дадите обратную связь.

Устян Ш.С., ПДО армянской воскресной школы

ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД