Чтение. До и после...

Что нужно сделать еще до того, как ребенок начнет учиться читать?

Нужно развивать необходимые для чтения навыки:

узнавание форм, распознавание незначительно различающихся деталей. Помогают игры, которые побуждают ребенка тщательно рассматривать картинку, мозаики различной степени сложности, головоломки-паззлы, т.е. игры, развивающие наблюдательность.

умение располагать элементы в последовательности. Помогают игры и упражнения, в которых нужно располагать элементы по порядку слева направо.

развитие восприятия звуков на слух. Учите ребенка выделять заданный звук в слове протяжно, длительно. Попросите малыша назвать первый, последний звук в слове. Используйте кубики, картинки, игры.

Ребенок знает все буквы, но соединить в слоги не может. Как помочь ему?

Главное правило – читаем звуками! При знакомстве ребенка с буквами назовите не ее название в алфавите, а звук, который она обозначает, например, не ЭР, а Р. Проще начать чтение со слогов гласный + согласный (АМ), затем наоборот (МА), добавляем согласный (МАК). Предложите ребенку не только читать слог, но и договаривать его до целого слова (УТ – утка, МА – машина).

Что делать, если ребенок не понимает смысла прочитанного?

Выполнять две задачи – читать и понимать – одновременно ребенку очень сложно. Поэтому после прочтения ребенком нескольких слов, попросите его назвать слова из прочитанных, которые подходят под ваше описание. Задайте ему вопросы по содержанию.

При чтении предложения ребенок много раз повторяет слова. Нужно ли ему это запретить?

Такой способ чтения помогает дошкольнику легче понимать прочитанное. Препятствовать такому чтению не нужно: в скором времени при систематических занятиях ребенок научится быстро понимать прочитанное без повтора слов. Для облегчения чтения предложений можно использовать предложения, в которых вместо некоторых слов вставлены картинки. Тогда количество слов, которые нужно осмыслить, будет меньше, а значит, прочитать предложение станет проще.

Помните, что ребенок – это не уменьшенная копия взрослого. Он имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

Марина Дубинина, педагог центра дошкольного развития «Светлячок»

ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД