Как научить детей читать, играя

Наступает время, когда ваш ребенок знает некоторое количество букв, или даже изучил весь алфавит. Что делать дальше? Попробуйте научить его читать слоги. Если ребенок поймет принцип чтения слогов, то быстро и успешно освоит навык чтения.

Особую трудность для понимания вызывает способ прочтения слога-слияния, состоящего из согласной и последующей гласной буквы. Это связано с тем, что согласная буква читается по-разному (твердо или мягко) в зависимости от того, какая гласная следует за ней:

Если видим А О У Э Ы, звуки слышим твердо мы. (НА, НО, НУ, НЭ, НЫ)
Если вижу Е Ё И Ю Я, звуки слышу мягко я. (НЕ, НЁ, НИ, НЮ, НЯ)

Безусловно, эти тонкости русского языка нелегко объяснить ребенку, да и в этом нет необходимости. Главное уяснить: не делить слог на буквы, а прочитывать его целиком. Попробуйте заучить 15-30 слогов с малышом в течение нескольких занятий, затем он без всяких дополнительных объяснений поймет принцип чтения слогов такого типа и сможет по аналогии читать и другие слоги.

Активные и регулярные занятия способствуют скорому запоминанию слогов и более легкому переходу к чтению слов. Активность занятию придаст игра, т.к. она является основным видом деятельности дошкольников. Играть можно в любое время, в любом месте (дома, на прогулке), главное недолго, не утомляя ребенка, но ежедневно. Полезно закреплять слоги на видных для ребенка местах (на стенах, на дверях, на холодильнике и т.д.), пропевать слоги в песенке на знакомую малышу мелодию, раскрашивать их.

Игры:

«Вежливые буквы». Расскажите ребенку сказку о том, как буква М пошла гулять и по дороге встречала своих знакомых. Во время рассказа объясняйте, как буквы встречаются, приветствуют друг друга, говорите за буквы разными голосами. Сначала буква М встретила букву А, взялись за руки и сказали МА. Попросите ребенка повторить сказку. Сказки сочиняйте сами и дайте ребенку такую возможность.

«Магазин». Организуйте дома игру в магазин. Разложите «на прилавке» разные предметы (карандаш, мыло, вата и т.д.). Приготовьте «деньги» для игры (на листочках бумаги напишите первые слоги названий предметов). Обязательно приготовьте и лишние «деньги», т.е. те, на которые нет предметов в вашем магазине. Продавец – вы, покупатель – ребенок. Главное условие состоит в том, что товар можно купить, только правильно назвав первый слог в слове и «заплатив» продавцу соответствующими «деньгами». Затем поменяйтесь ролями. Предметы можно заменить картинками, и за слог МА можно будет приобрести машину, малину, макароны и т.д.

Марина Дубинина, педагог центра дошкольного развития «Светлячок»

ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД