Рекомендации педагогов

Как помочь ребенку развить речь?

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Игры, упражнения должны соответствовать его возрасту, детские книги должны находиться в доступном месте.

В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь. Слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности.

Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительными и ласкательными суффиксами.

Ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово.

Если ребенок торопиться высказать свои мысли или говорит тихо, тактично напомните ему: говорить внятно, четко и не спеша.

Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. Больше общайтесь с малышом.

Любая проблема, которая может негативным образом повлиять на развитие речи Вашего малыша, должна решаться только специалистом.

Для начала уточните:
- Знает ли малыш такие слова, как овощи, детеныш, транспорт, выключатель и т.п.?
- Cоблюдает ли грамматические правила в речи: времена, окончания, предлоги, согласования в роде, числе, падеже?
- Затрудняется в подборе обобщающего слова: «лошадь», «корова» - кто это?
- Понимает ли значение слов: «выше», «старше», «быстрее»?
- Испытывает ли сложность в беспредметном счете, различает основные цвета?
- Умеет рассуждать логически, например: составить и прокомментировать рассказ по картинкам, объяснить смысл прочитанной сказки?
- Может ли мыслить образно: нарисовать предмет по памяти?
- Произносит ли все звуки, глотает ли слоги в словах?

Если большая часть этих заданий вызывает у ребенка явные затруднения, пора принимать меры! Желательно спросить совета у разных специалистов: у логопеда, психоневролога, невропатолога, психолога.

Не надо быть пророком, чтобы предсказать – большинство мам и пап тут же примут меры, если услышат от врача, что у малыша близорукость или сутулость. К сожалению рекомендации логопедов, дефектологов 45% родителей игнорируют, не стоит закрывать глаза на небольшие нарушения, тем более что они поддаются корректировке.

Материал подготовила педагог-логопед
ЦДР "Светлячок" Бородина В.В.