Влияние раннего опыта на развитие творческих способностей ребенка

Природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможности развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Теперь известно, что в генах зародыша закодировано многое из того, каким станет будущий человек: цвет кожи, глаз, волос и т.д. Но закодировано ли его умственное развитие? Советские генетики Н.П.Дубинин и Ю.Г. Шевченко утверждают, что духовное развитие не записывается в генах. Оно фиксируется в социальной программе, которая предается путем воспитания, усложняется и развивается с каждым новым поколением.

Исследования физиологами мозга, с одной стороны и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания в первые три года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. «Ни один ребенок не рождается гением, все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга решающие годы жизни» (Масару Ибука «После трех уже поздно»).

Ученые исследовали дошкольников младших возрастов и убедились: чем моложе были дети, тем ближе они были по развитию, тем меньше отличались друг от друга. Значит, если мы хотим достичь высоких результатов, начинать нужно с новорожденности. А какое развитие творческих способностей доступно младенцу? Уже есть богатейший опыт в истории человечества по раннему развитию младенцев – это и плавание, и обучение ходьбе, раннее знакомство с буквами, музыкой и т.д. Их описали в своих трудах Глен Доуман «Как развить интеллект ребенка», Масару Ибука «После трех уже поздно», Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М. Монтессори «Помоги мне сделать это самому». Уже в 19 веке Мария Монтессори увидела огромные потенциальные возможности формирования человеческой личности. Сущность развития младенца – самообучение, точно соответствующее программе, заложенной в нем природой. Смысл метода, разработанного Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, поскольку именно в раннем возрасте он обладает огромной созидательной энергией.

Учитывая богатый опыт в области раннего развития детей, педагогов прошлых лет, мы разработали свою программу раннего развития ребенка средствами изобразительного искусства и назвали ее «Арт-малыш».

Основные направления педагогической деятельности: 1. От 6 мес. до 1 года. Младенческое рисование. 2. С 1,5 – до 3 лет. Подготовка к изобразительной деятельности. 3. С 3 – до 4 лет. Изобразительная деятельность.

Изобразительная деятельность ребенка крайне важна, не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявятся в будущем в любых видах деятельности. К тому же, рисуя, ребенок развивает двигательную активность, мелкую моторику, цветовосприятие, зрительная память, речь, фантазию, способность ориентироваться в пространстве. Дети, занимающиеся художественной деятельностью, способы эмоционально откликаться на окружающей мир, чувствовать красоту и безобразие в природе, в человеческих отношениях, в мире вещей, способы осознавать и выражать свои чувства.

В восемь месяцев ребенок уже может удержать карандаш, он свободно размазывает гуашь по бумаге, непроизвольно создавая красивые цветовые пятна, с удовольствием щиплет, мнет пластик в кулачке. Все, что ребенок делает руками, – рисует, рвет бумагу, разбрасывает игрушки, карандаши – развивает его интеллект и творческие задатки. Первые каракули, первая «мазня» на бумаге – это, прежде всего самовыражение ребенка, для него это познание неизведанного, приобретение первого опыта.

Изобразительная деятельность формируется постепенно, но ее истоки в раннем детстве. Если вовремя создать условия для ее появления и развития, вовремя поддержать, она станет ярким средством самовыражения и развития ребенка. Поэтому надо позаботиться, чтобы в поле зрения малыша оказались изобразительные материалы. Это могут быть цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, бумага разного размера и цвета. Желательно чтобы материалы были достаточно прочными, т.к. малыш, исследуя их, может использовать не по назначению. Например, фломастеры и цветные карандаши должны быть с толстым стержнем. Не следует давать слишком много материала. Это рассеивает внимание малыша.

Дайте возможность малышу опробовать материал так, как он хочет. Ребенок может катать, бросать карандаши, стучать ими, пробовать на вкус и т.п. бумагу он будет рвать, мять… если его интерес иссяк, можно подложить материал другого свойства, цвета, величины и т.д. В чем наша цель?

Продлить, закрепить интерес малыша к материалу, поддержать его разнообразные познавательные действия. Когда у детей интерес, несколько снизится к материалу, надо создать условия для возникновения нового интереса, нового побудителя деятельности.

Лепите, рисуйте на глазах у ребенка и для него, чтобы он общаясь, видел предназначение этих предметов. Постепенно для него будет значимым, интересным не только сам материал, но и действия взрослых с этим материалом. Малыш будет подражать маме, папе, сестре, рассказывая при этом, что он делает: «Я рисую», «Я пишу». Для него образ, увиденный на рисунке – это целое открытие. Он и не подозревал, что на бумаге может быстро появиться яблочко, цыпленок, облако. Вместе с малышом удивитесь тому, что получилось, похвалите его поддержите в стремлении «сделать еще такую». Закрепите интерес ребенка к действиям с материалом, к получению яркого следа на бумаге.

Предоставьте ему фломастеры или цветные мелки и бумагу большого формата. Можно использовать рулон дешевых обоев. Длинная и широкая полоса бумаги, расстеленная на полу, привлечет ребенка. Он поспешит заполнить пространство листа точками, штрихами, линиями, при этом отрабатывая ритмичные движения и закрепляя координацию кисти руки.

Помогите ребенку увидеть в его «каракулях» и штрихах образ зайчика, яблочка, машины. Читая вместе с ребенком его рисунок, Вы поможете ему развить ассоциативное мышление. Самое главное, что требуется от взрослых, – это проявлять интерес к тому, что чиркает ребенок на своем листе. В процессе и в результате совместного «чтения» этих «каракулей» и их обыгрывании, ребенок не только увидит образ нарисованного, но и, радуясь своим возможностям, захочет повторить изображение. У ребенка появиться цель в изображении собственного замысла.

Мы должны помнить, что все дети разные и условия их развития неодинаковые. Нет точных сроков развития их изобразительной деятельности. Все этапы один ребенок проходит медленно, поочередно; другой – быстро. Для нас важно видеть перспективу ее развития и создавать для этого соответствующие условия.

Масару Ибука: «Меня часто спрашивают, помогает ли развитие воспитывать гениев. Я отвечаю: «Нет». Единственная цель раннего развития – дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым. С моей точки зрения, основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него видающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста. Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире».

Ваганова Н.В.

ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД