Внедрение развивающих технологий в работе с младшими ребятами

Ребенок открытый всему миру. В этом маленьком человечке скрыт огромный потенциал фантазии и чувств, энергии и творчества. Дайте ему свободу для творческого полета, раскройте все двери возможного и забудьте слова «нельзя», «не трогай», «не лезь».

Януш Корчак говорил: «Я понимаю, почему ребенок может быть зрелым музыкантом. И когда мы присмотримся внимательнее к его рисункам (…), мы обнаружим в нем поэта, художника, мастера чувств». И самое главное его не надо заставлять, побуждать к творчеству – оно в нем постоянно. Для детей творчество – это игра, если нет, то это уже не интересно. Материалы для творчества должны быть доступны в любой момент и малыш сам найдет себе занятие.

Моя знакомая наказала за какую-то шалость 2-х летнего сына и поставила в угол за кресло. Спинка кресла высокая и ребенка не видно. На какое-то время родители забыли о малыше и вспомнили о нем только когда почувствовали неестественную тишину в доме. Оказалось, что за креслом лежал маленький кусочек карандаша. Малыш быстро нашел ему применение и с увлечением разрисовал две стенки в углу машинками и человечками. Позднее родители сами признались, что рисунок получился очень живым, в нем все двигалось и ехало.

Рисуя, ребенок играет, размышляет, отражает свои знания об окружающей действительности, о людях которые рядом с ним. В рисунке он самоутверждается. Но образы, возникающие в игре трудно сохранять, разве что в памяти. До овладения письменной речью еще далеко, да и устная пока не развита. Остается одно изображение. Нарисовав событие, ему легче потом рассказать о нем.

Так мы рисуем на тему «письмо бабушке». Мы не умеем писать, но мы умеем рисовать, и можем нарисовать любое событие, о котором нам хочется рассказать близким. Ребята рисуют день рождения, цирк, катание на горках, любимых домашних животных и т.п. и «письмо бабушке» готово. Получит такое письмо-рисунок бабушка и обязательно поймет, о чем хочет с ней поделиться внучка. Эта тема открывает большие возможности для полета детской фантазии.

Освоив тему «Животные» мы рисуем сказки, в которых присутствует много разных зверей. И случается, что забыл малыш, как рисовать зайчика, я покажу ему картинку зайчика и скажу волшебные слова: «нарисовать зайчика очень просто». Мы вместе вспоминаем, на какую фигуру похожа голова зайца, туловище, ушки длинные или короткие и т.д. Воображение ребенка уже рисует, остается только взять карандаш и перенести все придуманное и мысленно увиденное на бумагу. Малыш уже не боится нарисовать "не так". И появляются на бумаге смешные зайцы и хитрые волки, неуклюжие медведи и длинноногие кошки. Такие, какими их могут увидеть только дети.

Ребенок воспринимает мир по-своему. А мир бесконечно велик и его предметы так разнообразны.

Тема «Пальчиковая живопись». У нас пропали кисточки (я их незаметно убрала), но нам так хочется рисовать. Не беда, с нами постоянно неотлучные 10 кисточек. Дети сразу догадываются, что это их пальчики. Сегодня они будут работать одновременно 10-ю кисточками, потому что для каждого пальчика-кисточки свой цвет. Детскому восторгу нет предела!

И вот они уже бегут пальчиками по белой бумаге, радуясь и удивляясь разноцветным пятнышкам, необыкновенным цветам и птицам, которые рождаются под их пальчиками. А самое главное – полная раскрепощенность, можно вдоволь вывозить свои ручки, ведь это так заманчиво потрогать пальчиком краску, похлопать ладошкой по бумаге, оставляя следы!

Работа пальцами развивает координацию движений, речь, слух, мышление. На кончиках пальцев расположены нервные окончания. Кинестезические ощущения играют большую роль, вызывая раздражение нервных окончаний, заложенных в мышцах, суставах, связках. Они обеспечивают поступление информации необходимой для координации движений.

Кляксография, трафарет, цветные нитки, мятая бумага, бумагопластика, коллаж, витраж, пальчиковая живопись, палочки, глина, пластилин и очень много других интересных моментов. Эта большая работа уже через пол года приносит свои плоды. Приятно видеть как малыш недавно пришедший, такой робкий, пугливый смело рисует тигра, не боится сырой бумаги, его уже не отвлекают потеки краски.

Цель занятий в студии с младшими детьми – это дать возможность ребенку почувствовать уверенность и свободу – «Я все могу». С этого начинается любое творчество. Для меня важно научить ребенка переносить свои мысли на бумагу, применяя любую технику в творческом процессе. Очень много приходит детей с комплексом замкнутости, у них есть желание заниматься и есть страх, что не получится. Этот барьер дети быстро и незаметно преодолевают, как только начинают рисовать всем, что есть под руками.

Похвала – это тот «пряник», от которого с каждым занятием воспитанники становятся увереннее. «Я так рисую потому, что так вижу, потому что мне так хочется, потому, что это мой внутренний мир». В этом радость творчества.

Мы рисовали деревья, увидев рисунок дочки, мама воскликнула: «Ирочка, таких синих деревьев не бывает!». На другой день эта мама поделилась со мной, что дочь показала ей то самое дерево с синими ягодами. Это оказался куст чайной розы, на котором зимой висят красивые бутоны темных ягод-семян. «Оно растет там за забором, и вы знаете, ведь оно точно такое, как на рисунке, просто удивительно!».

Ребенок без устали наблюдает, накапливает запасы образов, пытается размышлять и творчески их переработать, воплощать в жизнь.

Коллективное творчество у детей заложено в самой природе. Совместная работа сплачивает и обогащает ребят. Буквально на глазах рождается коллектив, объединенный общей идеей.

Я захожу в кабинет и с полной серьезностью объявляю, что сегодня мы будем строить город мастеров и сами его назовем. Выбираем двух архитекторов, остальные строители. Рассуждаем, чем занимаются архитектор и строитель, их отличия. Затем вспоминаем, какие здания, кроме жилых домов есть в нашем городе. Дети перечисляют: цирк, театр, школы, детские сады, церкви, мечети, магазины и т.п..

Задача – каждый должен нарисовать одно необыкновенное здание, архитекторы вырезают из альбома рисунок и наклеивают на большой лист бумаги хаотично – у нас получается большой город, где мы живем одной большой дружной семьей.

Дети постигают первые азы архитектуры – наши стены кривые, окна «пляшут», но это и не важно, главное – пробуждается способность, развивающая пространственное мышление детей на большом листе бумаги, наблюдательность, коллективность. Этот город нас сплотил!

Ваганова Н.В.

ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД